Рекомендации Министерства просвещения РФ

08.11.2020

Из рекомендаций Министерства просвещения РФ по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году

 

  Организация преподавания и обучения.

Минимальный уровень взаимодействия обучающегося с педагогом – организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае педагог только пересылает задания и проверяет их. Обучающиеся работают в обычных тетрадях, при необходимости фотографируют и отсылают педагогу выполненные задания, которые он проверяет, делает пометки, также при необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов обучающихся педагог может внести необходимые коррективы в план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного обучающегося.

Для организации работы по проверке выполненных обучающимися заданий рекомендуется применять доступные методы и инструменты обработки фотографий. Полученные от обучающихся изображения можно перевести в формат PDF и разложить по папкам, созданным для каждого из обучающихся или для класса в целом. PDF-формат позволяет педагогу с помощью стандартных программ вносить в документ комментарии, графические элементы: таким образом полученное задание можно будет отрецензировать прямо в электронном виде, а затем отправить обучающемуся по мессенджеру.

Приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически. В первую волну дистанционного обучения хорошо зарекомендовали себя как ставшие привычными в период до пандемии платформы (например, Российская электронная школа – РЭШ), так и те, которые получили широкую популярность уже в период пандемии.

Бόльшая вовлеченность обучающихся в работу достигается при условии, если педагог ведет онлайн-уроки, групповые и индивидуальные консультации на базе доступных платформ (для проведения видеоконференций). В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевёрнутого класса», то есть основной упор на онлайн-занятиях делать на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, отдавая новый материал на самостоятельное освоение обучающимся.

Технология «Перевёрнутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.

При такой модели обучения контроль процесса и вовлечение обучающихся в работу осуществляются лучше: педагог максимально использует ресурсы образовательных платформ, которые часто предлагают групповые и исследовательские задания для обучающихся разного уровня подготовки. Время на подготовку уроков сокращается. За счет автоматического назначения и проверки заданий списывание невозможно. Современные образовательные платформы позволяют назначать обучающимся индивидуальные задания и даже строить индивидуальные маршруты обучения.

Оптимальный уровень наблюдается там, где педагог ставит задачу сохранить и даже нарастить качество преподавания, и там, где имеется надежная технологическая инфраструктура. Педагог проводит отбор материалов, проектирует задания, организует работу обучающихся в цифровых средах и с разными цифровыми инструментами, групповую работу обучающихся в разных «комнатах» на онлайн-уроке. Педагог использует разнообразный набор цифровых инструментов (системы голосования, QR-кодов и т. д.), современные системы оценивания (критериальное, формирующее). Решающее значение имеют не технологии и содержание, а организация взаимодействия с обучающимися, новые формы групповой работы, система взаимопроверок, проектная деятельность и т. д.

При любом уровне преподавания особое внимание педагог обращает на слабоуспевающих обучающихся. На онлайн-уроке для них должны быть предусмотрены отдельные посильные задания; педагог должен уделить внимание разбору, добиться понимания. Для них должны быть предусмотрены индивидуальные консультации, выполненные ими задания проверяются в первую очередь. Для дистанционного обучения обучающихся младших классов, детей с ОВЗ или находящихся на домашнем обучении следует дополнять конспект урока информацией для родителей или опекунов.

Дистанционное обучение требует изменения форм, методов, технологий преподавания и оценивания, изменения содержания образования. Например, объяснение наиболее сложных тем, контрольные работы следует проводить в онлайн-режиме, а более легкий материал можно предложить для самостоятельного изучения с помощью учебника или на электронных платформах, которые к тому же автоматически проверяют домашние работы и проводят тестирования. Также можно объединять классы в потоки для изучения нового материала, учебную программу по предмету разбивать на модули, перейти на формирующее оценивание с расширенной обратной связью и т. д.

Организация деятельности ребенка в образовательном пространстве школы.Хочу такой сайт

Факторы, помогающие создавать и поддерживать благоприятную социально-эмоциональную атмосферу при реализации общеобразовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

1. Выделение группы «особого внимания» социальным педагогом и психологом школы. В наиболее сложной ситуации оказываются обучающиеся со школьной неуспешностью и девиантным поведением, которые испытывают трудности дома или в школе. Преодолеть трудности изоляции им поможет наставник из числа педагогов. Наставники персонально поддерживают детей, замечают и обсуждают их успехи и проблемы, коммуницируют с их педагогами, а администрация регулярно взаимодействует с наставниками, чтобы определить, насколько эффективно идет процесс.

2. Классный руководитель может поддерживать учебный настрой и рабочее настроение на ежедневных онлайн-«линейках». Даже 15-минутная встреча с классом с обсуждением планов, получением обратной связи, «проговариванием» проблем и трудностей дает обучающимся чувство психологической защищенности. Традиционные классные часы хорошо переносятся в Инстаграм в виде прямых эфиров и интересных «сториз».

 Организация эффективной коммуникации с родителями.

Коммуникация школы и родителей включает в себя следующее.

Поощрение и привлечение к деятельности активных родителей. Такие родители являются опорой школы: на их примере можно показывать, как помочь детям учиться в условиях самоизоляции. Активные родители создают сайты или ведут аккаунты, посвященные организации образовательного пространства вообще и дистанционного обучения в частности. Им можно предложить выкладывать видео в социальных сетях, проводить вебинары для обмена опытом. Активных родителей следует также привлекать к формированию школьной рассылки, организации взаимопомощи в родительской группе.
    Выявление нуждающихся в помощи школы и осуществление помощи им. Это семьи, где оба родителя работают не дистанционно, либо такие, где рабочая нагрузка у взрослых высокая и нет старших братьев и сестер, которые могут помочь в обучении. Следует целенаправленно оказывать помощь таким семьям: проводить онлайн-консультации обучающихся в маленьких группах, гибко определять объем требований (домашних заданий). Это поможет не только снизить стресс и нагрузку на родителей, но и сгладить образовательное неравенство, возникающее вследствие разных объемов поддержки обучения ребенка в семьях. Помимо помощи в учебе таким семьям может потребоваться психологическая и даже социальная помощь.Об этом классный руководитель должен знать в первую очередь и организовать помощь, используя все возможные способы и средства.

Ориентация на психологическое благополучие семьи как приоритет. Для этого необходимо: снизить требования к обучающимся, особенно если оптимальные технические средства для организации дистанционного обучения не найдены; учитывать степень участия родителей при выборе инструментов для дистанционного обучения; помочь родителям организовать время ребенка, причем это особенно актуально для начальной школы. Так, школа может проводить дополнительные занятия (зарядку, рисование и др.), чтобы частично разгрузить родителей. Важно максимально поощрять родительские чаты взаимопомощи, устраивать «вечерние родительские посиделки» и другие неформальные встречи, а также привлечь родителей интересных профессий к мастер-классам в выходные дни.

Информирование родителей о том, как они могут реально контролировать самостоятельную работу детей. Важно рассказать, как организованы уроки, какие задания для самостоятельной работы дети получают и на что нужно обратить внимание при контроле за самостоятельной деятельностью ребенка.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.11.2020

Дата обновления: 08.11.2020

Дата публикации: 08.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».