Рекомендации Министерства просвещения РФ
08.11.2020
Из
рекомендаций Министерства просвещения РФ по использованию информационных
технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году
Организация преподавания и обучения.
Минимальный уровень взаимодействия обучающегося с
педагогом – организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае
педагог только пересылает задания и проверяет их. Обучающиеся работают в
обычных тетрадях, при необходимости фотографируют и отсылают педагогу
выполненные задания, которые он проверяет, делает пометки, также при
необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа
результатов обучающихся педагог может внести необходимые коррективы в
план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного обучающегося.
Для организации работы по проверке выполненных
обучающимися заданий рекомендуется применять доступные методы и инструменты
обработки фотографий. Полученные от обучающихся изображения можно перевести в
формат PDF и разложить по папкам, созданным для каждого из обучающихся или для
класса в целом. PDF-формат позволяет педагогу с помощью стандартных программ
вносить в документ комментарии, графические элементы: таким образом полученное
задание можно будет отрецензировать прямо в электронном виде, а затем отправить
обучающемуся по мессенджеру.
Приемлемый уровень качества преподавания в
дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный
режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог
работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются
автоматически. В первую волну дистанционного обучения хорошо зарекомендовали
себя как ставшие привычными в период до пандемии платформы (например,
Российская электронная школа – РЭШ), так и те, которые получили широкую
популярность уже в период пандемии.
Бόльшая вовлеченность обучающихся в работу достигается
при условии, если педагог ведет онлайн-уроки, групповые и индивидуальные
консультации на базе доступных платформ (для проведения видеоконференций). В
этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения
в формате «перевёрнутого класса», то есть основной упор на онлайн-занятиях
делать на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, отдавая
новый материал на самостоятельное освоение обучающимся.
Технология «Перевёрнутый класс» подходит
дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением
нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать
готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на
онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить
их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.
При такой модели обучения контроль процесса и
вовлечение обучающихся в работу осуществляются лучше: педагог максимально
использует ресурсы образовательных платформ, которые часто предлагают групповые
и исследовательские задания для обучающихся разного уровня подготовки. Время на
подготовку уроков сокращается. За счет автоматического назначения и проверки
заданий списывание невозможно. Современные образовательные платформы позволяют
назначать обучающимся индивидуальные задания и даже строить индивидуальные
маршруты обучения.
Оптимальный уровень наблюдается там, где педагог
ставит задачу сохранить и даже нарастить качество преподавания, и там, где
имеется надежная технологическая инфраструктура. Педагог проводит отбор
материалов, проектирует задания, организует работу обучающихся в цифровых
средах и с разными цифровыми инструментами, групповую работу обучающихся в
разных «комнатах» на онлайн-уроке. Педагог использует разнообразный набор
цифровых инструментов (системы голосования, QR-кодов и т. д.), современные
системы оценивания (критериальное, формирующее). Решающее значение имеют не
технологии и содержание, а организация взаимодействия с обучающимися, новые
формы групповой работы, система взаимопроверок, проектная деятельность и т. д.
При любом уровне преподавания особое внимание педагог
обращает на слабоуспевающих обучающихся. На онлайн-уроке для них должны быть
предусмотрены отдельные посильные задания; педагог должен уделить внимание
разбору, добиться понимания. Для них должны быть предусмотрены индивидуальные
консультации, выполненные ими задания проверяются в первую очередь. Для
дистанционного обучения обучающихся младших классов, детей с ОВЗ или
находящихся на домашнем обучении следует дополнять конспект урока информацией
для родителей или опекунов.
Дистанционное обучение требует изменения форм,
методов, технологий преподавания и оценивания, изменения содержания
образования. Например, объяснение наиболее сложных тем, контрольные работы
следует проводить в онлайн-режиме, а более легкий материал можно предложить для
самостоятельного изучения с помощью учебника или на электронных платформах,
которые к тому же автоматически проверяют домашние работы и проводят
тестирования. Также можно объединять классы в потоки для изучения нового материала,
учебную программу по предмету разбивать на модули, перейти на формирующее
оценивание с расширенной обратной связью и т. д.
Организация
деятельности ребенка в образовательном пространстве школы.
Факторы,
помогающие создавать и поддерживать благоприятную социально-эмоциональную
атмосферу при реализации общеобразовательной программы с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
1.
Выделение группы «особого внимания» социальным педагогом и психологом школы. В
наиболее сложной ситуации оказываются обучающиеся со школьной неуспешностью и
девиантным поведением, которые испытывают трудности дома или в школе.
Преодолеть трудности изоляции им поможет наставник из числа педагогов.
Наставники персонально поддерживают детей, замечают и обсуждают их успехи и
проблемы, коммуницируют с их педагогами, а администрация регулярно
взаимодействует с наставниками, чтобы определить, насколько эффективно идет
процесс.
2. Классный руководитель может поддерживать учебный
настрой и рабочее настроение на ежедневных онлайн-«линейках». Даже 15-минутная
встреча с классом с обсуждением планов, получением обратной связи,
«проговариванием» проблем и трудностей дает обучающимся чувство психологической
защищенности. Традиционные классные часы хорошо переносятся в Инстаграм в виде
прямых эфиров и интересных «сториз».
Организация эффективной коммуникации с
родителями.
Коммуникация
школы и родителей включает в себя следующее.
Поощрение
и привлечение к деятельности активных родителей. Такие родители являются опорой
школы: на их примере можно показывать, как помочь детям учиться в условиях
самоизоляции. Активные родители создают сайты или ведут аккаунты, посвященные
организации образовательного пространства вообще и дистанционного обучения в
частности. Им можно предложить выкладывать видео в социальных сетях, проводить
вебинары для обмена опытом. Активных родителей следует также привлекать к
формированию школьной рассылки, организации взаимопомощи в родительской группе.
Выявление нуждающихся в помощи школы
и осуществление помощи им. Это семьи, где оба родителя работают не
дистанционно, либо такие, где рабочая нагрузка у взрослых высокая и нет старших
братьев и сестер, которые могут помочь в обучении. Следует целенаправленно
оказывать помощь таким семьям: проводить онлайн-консультации обучающихся в
маленьких группах, гибко определять объем требований (домашних заданий). Это
поможет не только снизить стресс и нагрузку на родителей, но и сгладить
образовательное неравенство, возникающее вследствие разных объемов поддержки
обучения ребенка в семьях. Помимо помощи в учебе таким семьям может
потребоваться психологическая и даже социальная помощь.Об этом классный
руководитель должен знать в первую очередь и организовать помощь, используя все
возможные способы и средства.
Ориентация
на психологическое благополучие семьи как приоритет. Для этого необходимо:
снизить требования к обучающимся, особенно если оптимальные технические
средства для организации дистанционного обучения не найдены; учитывать степень
участия родителей при выборе инструментов для дистанционного обучения; помочь
родителям организовать время ребенка, причем это особенно актуально для
начальной школы. Так, школа может проводить дополнительные занятия (зарядку,
рисование и др.), чтобы частично разгрузить родителей. Важно максимально
поощрять родительские чаты взаимопомощи, устраивать «вечерние родительские
посиделки» и другие неформальные встречи, а также привлечь родителей интересных
профессий к мастер-классам в выходные дни.
Информирование родителей о том, как они могут реально
контролировать самостоятельную работу детей. Важно рассказать, как организованы
уроки, какие задания для самостоятельной работы дети получают и на что нужно
обратить внимание при контроле за самостоятельной деятельностью ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.11.2020
Дата обновления: 08.11.2020
Дата публикации: 08.11.2020